Глава II. Личностно-ориентированный подход в образовании и его технологии

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Сейчас, как никогда ранее, система образования должна учитывать возможности и потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-ориентированным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств личности.

Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, смену парадигмы образования. Если раньше, практически со времен Гербарта и Песталоцци, позднее в период Промышленной революции, приоритет в системе обучения был за деятельностью преподавания, то сейчас в постиндустриальный период развития общества, в период его информатизации приоритет четко обозначается за деятельностью учения. Поэтому старая парадигма образования: учитель - учебник - ученик должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель. Учитель приобретает новый статус, нисколько не менее значимый, чем ранее, но другой. Задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить его самостоятельно ДОБЫВАТЬ нужную информацию и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость личностно-ориентированного образования, в котором ученик, студент действительно является центральной фигурой учебного процесса. Личностно-ориентированное обучение - это обучение, учитывающее индивидуальные задатки, способности и возможности ученика, использующее передовые педагогические и информационные технологии не только для овладения каждым учеником определенной суммой знаний, умений, навыков, но, что значительно важнее - для развития личности ученика. Следовательно, личностно-ориентированное обучение предусматривает в качестве основных принципов дифференциацию и индивидуализацию обучения, развивающий его характер.

Теоретическая модель ЛОО включает в себя цели, задачи, назначение, особенности и дидактические принципы. Определим сущность ЛОО опираясь на работы Б.М. Бим-Бада, А.В.Петровского, В.В.Серикова, И.С.Якиманской. По теории Б.М. Бим-Бада, А.В.Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей модели образования личностно-риентированная модель центрируется вокруг подхода к учащимся как полноправным партнерам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.



По теории В.В.Серикова ЛОО не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает условия для развития его: проявления личности обучаемых.

Целью личностно-ориентированного образования является – создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: функция избирательности (способность человека к выбору); функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь); функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчества; формирующая функция (формирования образа «Я»); функция ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»); функция автономности личности (по мере развития она все больше освобождается от других факторов).

ЛОО должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучаемого. Подобные концепции естественного роста были заложены еще Ж.Ж.Руссо и развиты далее Д.Дьюи и другими педагогам гуманистами. В наши дни их теории получили новое звучание, когда в центр современной педагогической системы выдвигается ученик.

ЛОО должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:

1.В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.

2. Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.

3. В качестве основных приоритетов образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.

4. В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.



Ученые-педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин) сформулировали принципы развивающего обучения:

- учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

- при разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития (зона актуального развития – это область наличных возможностей ребенка, зона ближайшего развития – зона потенциальных возможностей, перспектив);

- для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха», т.е. предлагать задания, с которыми ребенок наверняка справится;

- оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причем, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним.

Проектирование личностно ориентированной системы предполагает:

- признание ученика основным субъектом обучения;

-определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика;

-определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления субъективного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

Реализация ЛОО требует выработки такого содержания образования, в которое включает специальные формы взаимодействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей)

Важным звеном реализации ЛОО могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Рассмотрим основные компоненты планирования и органи­зации процесса личностно-ориентированного обучения.

1. Конструирование системы занятий. При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдает­ся целям самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обуче­ния имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать.

Конструирование системы занятий начинается с отбора или построения структур­ной технологической основы: последовательной, блочной, разнородных концептов, однородной деятельности, групповой работы, ситуативной структуры, индивидуаль­ных программ.

Технологическая карта — это база данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления. Ее цель — предо­ставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определен­ной теме. Эффективность технологических карт возрастает при переходе к компьютер­ным технологиям.

В общей системе занятий присутствуют элементы ученических индивидуальных систем занятий. Ученик оказывается конструктором своего образования, полноправ­ным организатором занятий. Обучение детей конструированию индивидуальных си­стем занятий включает постепенное освоение способов целеполагания, планирования, учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др.

2.Образовательное целеполагание. Способность постановки целей своей деятельности — врожденное качество человека. Цель — предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его эта­пах, необходимое для проектирования образовательных действий.

Таксономии целей обучения — систематизированные банки подцелей (задач), со­ответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебно­му курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку до­стижения, подцели, помогают учителю достигать общие цели курса.

В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь про­цесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Чтобы образовательные цели, формулируемые учителем были обеспечены усло­виями достижения, необходим учет ученических целей. Организация целеполагания включает деятельность ученика, деятельность учителя и их совместную деятельность.

Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обуче­ния школьников целеполаганию.

3. Индивидуальная образовательная траектория. Одна из главных целей личностно-ориентированного обучения — одновременность реализации персональных моделей образования учащихся. Для этого каждому учени­ку предоставляется возможность собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Ученик получает право на индивидуальный смысл и цели обучения, отбор изуча­емых предметов, опережение и углубление учебного материала, выбор темпа, форми методов обучения, на индивидуальную картину мира.

В качестве универсальных основ индивидуального образования могут использо­ваться различные структурно-логические схемы, алгоритмические предписания, обоб­щенные планы деятельности. Алгоритмические планы и процедуры могут являться предметом рассмотрения и составления учениками на новом — метапредметном ме­тодологическом уровне.

Технология индивидуализированного обучения предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика особенностей уча­щихся, фиксирование фундаментальных образовательных объектов, выстраивание личного к ним отношения со стороны каждого ученика, одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников, демонстрация их образова­тельных продуктов, рефлексия и оценка деятельности.

4. Рефлексия в обучении. Рефлексия в обучении — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый про­цесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта; подразумевает исследо­вание уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повыше­ния ее эффективности в дальнейшем.

Методика организации рефлексии ученика на уроке включает следующие этапы: остановка предметной деятельности; восстановление последовательности выполнен­ных действий; изучение составленной последовательности действий; формулирова­ние результатов; проверка гипотез в последующей деятельности.

Рефлексия связана с целеполаганием, так как является осознанием способов дости­жения поставленных целей. Для эффективного введения рефлексии в образовательный процесс в учебный план школы могут включаться специальные рефлексивные курсы

Средства обучения и контроля. Средства обучения — орудия деятельности учителя и учеников представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

Средства медиаобразования: учебник, средства массовой информации (печать, ра­дио, телевидение), видео компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.

Компакт-диски (CD-Rom) помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, обеспечить индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель»,

Электронный учебник предоставляет дополнительные возможности удобства и творчества: учитель и ученики могут добавлять в электронный учебник свои матери­алы.

Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения. Главные принципы его конструирования: адресность, интерактивность и продуктивность.

Образовательные веб-квесты — страницы по определенной теме на образователь­ных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами из других сайтов во Всемирной паутине.

Диагностика и контроль обучения. Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образователь­ной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и кор­ректировки обучения.

Личностный подход к образованию восстанавливает в правах субъективизм в оцен­ке образовательных достижений ученика, повышает роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика. Одно из средств диагностики личностно-ориентированного обучения — образовательная характеристика результатов обучения ученика. Итоговые документы также не только фиксируют усвоение учени­ком образовательных стандартов, но включают достижения ученика в углублении и опережении программных требований, сведения об уровне развития его личностных качеств, наиболее значимые творческие достижения.

Таким образом, личностно-ориентированное образование обеспечивает развитие и саморазвитие личности учащегося. Оно осуществляется на основе следующих педагогических принципов.

1. Принцип личностного целеполагания. Этот принцип постулирует обязательность создания условий для самоопределения учащихся по отношению к изучаемому материалу, своим образовательным результатам по уроку, теме или курсу. Определяя собственные цели, учащиеся принимают ответственность за их достижение; повышается их мотивация; они приобретают навыки целеполагания.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся имеют право на выбор (по согласованию с преподавателем) таких элементов образовательного процесса, как его смысл, цели, содержание формы, темп работы, методы, способы и критерии оценки. Важно, что собственное содержание образования становится столь же значимым, как и нормативное - определенное учебными программами. Учащийся создает собственные образовательные продукты и при этом получает соответствующее внутреннее образовательное приращение.

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса. Здесь предполагается выход педагога с учащимися за рамки своей учебной дисциплины, а также изучение, исследование фундаментальных образовательных объектов, например: закон, формула, знак, традиция, экология и др.

4. Принцип продуктивности обучения. Полагается ценностью образовательного процесса создание учащимися разнообразных когнитивных, оргдеятельностных и творческих продуктов. Причем, чем больше последние отличаются от общепринятых образцов, тем выше они оцениваются.

5. Принцип первичности образовательной продукции учащихся. Личностное содержание образования в форме идей, версий, взглядов, интерпретаций опережает изучение общепринятых научных и культурных образцов.

6. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс - последовательность ситуаций, в которых учащийся проблематизирует свою деятельность, самоопределяется на поиск решения проблемы, на создание своего продукта; находится в творческом поиске, соотносит свои результаты с аналогом.

7. Принцип образовательной рефлексии. Рефлексия предполагает осознание учителем и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают свои результаты и образовательные приращения, обнаруживают трудности и проблемы.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самоформирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Чем в большей степени сами учащиеся влияют на образовательный процесс, тем в большей степени технологии обучения имеет личностно-ориентированный характер.


3489171304222836.html
3489294309546055.html
    PR.RU™