КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ ПО ГРАММАТИКЕ

И ПРАВОПИСАНИЮ

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Проверка знаний учащихся позволяет учителю установить:

1) прочность знаний, выражающуюся в основательности, пол­ноте и уверенности ответов ученика, в быстроте выполнения прак­тических заданий по всем разделам изученного программного ма­териала;

2) накопление в памяти ученика определенного объема сведе­ний, предусмотренного школьной программой;

3) степень осмысления изученного материала: понимание вза­имосвязи и взаимообусловленности изученных фактов и явлений, самостоятельность суждений, умение обосновать и доказать изла­гаемые при ответе или в письменной работе теоретические поло­жения или правила, умение пользоваться на доступном уровне важ­нейшими логическими операциями (анализ, синтез, классифика­ция, обобщение, вывод и т.д.);

4) умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических заданий различной степени слож­ности и в различных ситуациях;




3*



5) уровень культуры устной и письменной речи ребенка.

Проверка помогает учителю выяснить не только, что поняли и освоили ученики, но и как, в какой степени. Это позволяет сво­евременно выявить недочеты, пробелы в знаниях, умениях и на­выках детей и устранить их.

Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний, во-вторых, сам факт проверки психологически настраива­ет на качественную работу, развивает самоконтроль. Учитель не должен забывать и о том, что проверка и оценка знаний оказыва­ют воспитательное воздействие на ребенка, способствуют форми­рованию таких важных нравственных и волевых качеств, как орга­низованность, последовательность, настойчивость, умение преодо­левать трудности, и приучают детей к ежедневной систематической работе.

Постоянно следует помнить и то, что проверка и оценка учеб­ной деятельности ребенка требуют от учителя тактичности, осто­рожности в формулировках, обоснованиях оценки. Особенная гиб­кость требуется от учителя при оценке слабоуспевающих детей. Сле­дует стимулировать достижение посильных для них положительных результатов в учении.

Проверка осуществляется в различных формах и разными ме­тодами. Различают методы фронтальной и индивидуальной проверки.

Фронтальная проверка, т.е. опрос многих учащихся, применя­ется на этапах подготовки и изучения нового материала. Она ис­пользуется для проверки знаний, подлежащих обязательному за­поминанию. Ее преимущества заключаются в возможности:



— выявить знания многих учащихся по разным вопросам;

— за короткое время установить факт выполнения задания всем классом и т.д.

Методом фронтальной проверки проверяется материал, кото­рый должен быть заучен буквально, без малейших преобразова­ний: определения частей речи, падежные вопросы, определения чле­нов предложения, некоторые слова, правописание которых следует запомнить, и т.п.

Однако фронтальная проверка не позволяет выявить глубину и сознательность усвоения учебного материала.

Результаты фронтальной проверки часто не фиксируются, чем снижается ее воспитательное и образовательное воздействие. При проведении фронтальной проверки учителя допускают нередко се­рьезную ошибку: не составляют заранее план беседы, не продумы­вают формулировку вопросов, не намечают учащихся, которые в процессе проверки должны ответить на 2—3 вопроса. Все это сни­жает качество и эффективность проверки.


Индивидуальная проверка — индивидуальный опрос учащихся — является наиболее объективным показателем правильности усвоения учебного материала, его полноты и глубины. При индивидуальной проверке главное внимание сосредоточивается не только на воспро­изведении изученного, но и на объяснении, доказательстве тех или иных грамматических явлений. Она позволяет выявить умения учеников пользоваться полученными теоретическими сведениями при решении практических задач.

Индивидуальная проверка — опрос — проводится на каждом уроке: 2—3 ученика получают вопросы, требующие как букваль­ного воспроизведения учебного материала, так и преобразований, доказательств, сравнений, объяснений. Детей систематически при­учают к полному, обоснованному, последовательному ответу. Для этого ученикам предлагается пользоваться планом ответа: О чем нужно сказать вначале? О чем потом? Почему? Какими примерами можно подтвердить свой ответ ?



Индивидуальная проверка знаний одновременно является хо­рошей практикой в связной литературной речи.

И фронтальная, и индивидуальная проверка знаний может про­водиться в устной и письменной форме.

Устная проверка присутствует на каждом уроке. К ней при­нято относить:

— ответ по отдельному правилу;

— сообщение по какому-либо законченному разделу;

— приведение своего примера по изучаемому материалу;

— комментирование упражнения и т.п.

Устная индивидуальная проверка чаще всего связывается с от­ветом ученика у доски, причем устное сообщение нередко допол­няется выполнением небольшого письменного задания. Пока уче­ник отвечает у доски, остальным детям целесообразно предложить

аналогичное задание.

К фронтальным устным формам проверки помимо беседы и опроса по правилам и формулировкам относится работа с сигналь­ными карточками. Они помогут на этапе первичного закрепления и при проверке домашней или классной самостоятельной работы. Использование сигнальных карточек:

Ед. ч.
Iскл.
Ж. р.

Глагол

Им. п.


позволяет учителю оперативно получать сведения о степени усвое­ния материала всем классом в целом и каждым учеником в отдельности. Устные формы проверки знаний позволяют ученику практиковаться в изложении своих мыслей, приучают к обосно­ванной, связной речи, а учителю дают возможность работать над речью каждого ученика.

Письменная проверка знаний имеет два преимущества:

— позволяет видеть успехи и неудачи всех учеников;

— дает возможность убедиться в умении детей практически при­менять полученные знания. Главное требование при проведении пись­менных контрольных работ таково: они не должны проводиться по данному учителем образцу. Это должны быть работы, результаты ко­торых показывают степень овладения приемами самостоятельной ум­ственной деятельности. К письменным формам проверки относятся:

1) списывание текста без каких-либо изменений и дополнений;

2) списывание текста со вставкой букв, слов;

3) списывание текста с грамматическим заданием — подчерк­нуть, выделить, указать и т.п.;

4) грамматический разбор;

5) диктант без дополнительных заданий;

6) диктант с грамматическими заданиями;

7) работа с деформированным текстом;

8) изложение;

9) сочинение.

Письменный опрос охватывает всех учащихся и позволяет од­новременно проверить их знания. Но информация о степени усво­ения детьми учебного материала поступает с некоторым опоздани­ем, так как все письменные работы требуют значительного време­ни на проверку. В связи с этим в последние годы для организации письменной проверки стали часто применяться перфокарты (пер-фопапки, перфопластинки, перфоконверты). Но перфокарту неже­лательно использовать при проверке больших по объему разделов, так как она не показывает глубину знаний.

Наряду с методами и формами проверки необходимо остано­виться на ее видах, таких, как:

— текущий учет;

— тематическая проверка;

— итоговый контроль.

Текущий учет — основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить возможные про­белы в знаниях и наметить пути их ликвидации. В текущую про­верку входит также проверка домашнего задания и ранее пройден­ного материала. Текущая проверка присутствует почти на каждом уроке и может проводиться фронтально или индивидуально, устно


или письменно. Проверочные работы имеют форму самостоятель­ной работы с последующей проверкой. Но текущий учет недоста­точен для того, чтобы судить в полной мере об усвоении учащи­мися сведений, полученных за определенный отрезок времени (урок, неделю, месяц). Поэтому возникает необходимость через опреде­ленные промежутки времени проводить специальные проверочные работы, которые позволяют установить уровень глубины, осмыс­ленности и прочности знаний по той или иной теме.

Тематическая проверка предполагает охват одновременно двух-трех или целой группы вопросов по изученной теме. Тематическая проверка проводится 3—5 раз в год и имеет форму письменной контрольной работы, составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет выявить уровень орфографической грамотности.

Итоговый контроль тесно связан с тематическим и предпола­гает проверку усвоения учебного материала, изученного в течение четверти, полугодия, целого года. Этот вид контроля направлен на выявление усвоения ключевых вопросов курса и связан с итого­вым повторением пройденного.

Для проведения текущей и итоговой проверки следует отво­дить специальные уроки, о которых учитель заранее предупрежда­ет учащихся в целях их подготовки к контрольному опросу.

На уроках проверки знаний можно проводить как устные, так и письменные работы. Полезно сочетать устные и письменные фор­мы опроса, причем устная работа предваряет письменную и может носить не только проверочный, но и предупредительный характер. Диктанты, списывания, изложения могут дополняться заданиями, позволяющими проверить грамматические знания и умения, свя­занные с проверяемыми навыками грамотности.

Действенность всех форм проверки знаний, умений и навы­ков учащихся зависит от характера и глубины анализа ее результа­тов и использования этого анализа при планировании дальнейшей работы. Анализ не должен сводиться к подсчету положительных и неудовлетворительных оценок. Главное — проанализировать, сколько человек и кто именно не усвоил то или иное правило, те или иные сведения, разделы программы.


3490491654303971.html
3490543260869497.html
    PR.RU™